Вышивка крестом
«Розы»
Искусство вышивания всегда ценилось на Кубани. Вышитые узоры не только украшали одежду и бытовые предметы из ткани, но и служили оберегами от злых сил. В каждой семье, независимо от социального положения, женщины должны были владеть различными видами рукоделия: ткачеством и вышивкой.
До появления канвы вышивали в основном на конопляном домотканом полотне хлопчатобумажными нитками, реже использовался лен. Что касается цветового решения, то преобладала двухцветная вышивка: основными цветами были черный и красный. Порой вместо черного мастера использовали серый или синий цвет. Однако принципы цветовых решений оставались традиционными. Чаще всего вышивка использовалась для украшения рушников, рубашек, а так же предметов интерьера – салфеток, скатертей. Основными орнаментами для вышивки были геометрические, растительные, зооморфные мотивы.
Динамический громкоговоритель «Балтика» 1950-х гг.
(Экспозиция «Народный быт XX века)
Изготовитель: Ленинградский завод им. Калинина (П/я № 672). Конец 1950-начало 1960-х годов.
Выпуск с 1954 года.
Трансляционный абонентский громкоговоритель «Балтика» предназначен для работы в качестве домашней радиоточки. Громкоговоритель рассчитан на работу в проводной трансляционной радиосети, с напряжением только 30 вольт.
Регулирование громкости осуществляется переключением отводов во вторичной обмотке переходного трансформатора. С 1956 года внешнее оформление абонентского громкоговорителя изменено.
Выпуск радиоточки закончен в 1963 году.
Возраст : 1955 — 1963 г;
Страна: СССР (Ленинград);
Состояние: хорошее;
Материалы: Дерево, картон;
Длина: 28 см. Ширина: 10 см. Высота: 18 см.
Динамический громкоговоритель «Балтика» 1950-х гг. (Экспозиция «Народный быт XX века)
Коромысла
(середина ХIХ века)
(Экспозиция «Быт Кубанских казаков»)
Коромысло (или, как говорили в старину, коромысел) впервые встречается в памятниках XVI века. «Коромысло» – это толстая изогнутая деревянная планка с крючками или выемками на концах для ношения вёдер на плечах.
На Руси были известны три типа коромысел: палкообразные, гнутые и вырезные. Самый распространённый вид коромысла – дугообразный. Их выгибали из распаренной древесины в форме дуги. В качестве материала для изготовления чаще всего брали березу, реже — сосну и ель. Дерево подбирали толщиной посредине 5-7 см и длиной 190-210 см. Заготовкой древесины мастер занимался поздней осенью или ранней весной.
Коромысло удобно ложилось на плечи женщины, придерживавшей его руками. Чтобы оно не треснуло, поверх пускали металлическую накладку из жести, которую к коромыслу прибивают гвоздями или приворачивают шурупами. Такое изделие могло прослужить 50 и более лет. Готовое коромысло украшали резьбой, раскрашивали, что придавало ему нарядный и праздничный вид. Ведра, надетые на концы коромысла, почти не качались при ходьбе.
Дома коромысло ставили в коридоре в углу или вешали на стену.
Коромысла (середина ХIХ века) (Экспозиция «Быт Кубанских казаков»)
Ухват
(середина ХIХ века)
(Экспозиция «Быт Кубанских казаков»)
Ухва́т , или рога́ч, — приспособление, представляющее собой длинную деревянную палку с металлической рогаткой на конце. Ухватом захватывали и ставили в русскую печь глиняные горшки и чугунки со щами, кашей.
Ухват изготавливали в деревенской кузнице. Клинообразную пластину рассекали вдоль примерно на две трети её длины. Затем не рассечёную часть расковывали и заворачивали края так, чтобы образовалась коническая втулка, с помощью которой ухват насаживается на рукоятку. Полоски, полученные при рассечении заготовки, разводили в стороны и сгибали так, чтобы они образовали незамкнутое кольцо, диаметр которого зависел от размера чугунов и горшков.
Расстояние между кончиками рогов должно быть таким, чтобы ухват можно было бы свободно подвести снизу под тулово чугуна или горшка. Кончики ухвата не должны царапать посуду, поэтому их слегка загибали в противоположные стороны.
Под каждый размер чугунка был свой ухват. Обычно ухватов в доме было несколько, они были разного размера, для больших и маленьких горшков, и с ручками разной длины.
Ухват (середина ХIХ века) (Экспозиция «Быт Кубанских казаков»)
Керамическая ваза коричневая с ромашками
(экспозиция «Народный быт ХХ века»)
Страна: СССР
Период: 1960 – 1980 гг.
Производитель: «Таволжская керамика»
Материал: обворная керамика (красная глина)
Покрытие: обливной глазурью.
Искусство изготовления керамических изделий известно в России с незапамятных времен. Поскольку глина – это повсеместно распространенный материал, к тому же богатый художественными и пластическими возможностями, выполнять из него разного рода изделия бытового назначения было очень несложно. С открытием обжига изделия, изготовленные из этого материала, стали практичными и самыми востребованными в быту человека.
Керамическое производство в СССР.
Таволожская керамика — русский народный промысел изготовления керамических изделий, существующий на Урале в деревне Верхние Таволги и селе Нижние Таволги Невьянского района Свердловской области, Россия.
В селе Нижние Таволги после революции было около ста керамических мастерских В 1929 году в Нижних Таволгах возникла первая артель «Гончар», просуществовавшая три сезона. В 1934 году действовала другая артель — «Новый путь», в 1940-м была организована ещё одна кооперативная промыслово-производственная артель «Керамик», а спустя 15 лет обе артели объединились в «Невьянский завод художественной керамики». Именно в тот период местные мастера превосходно освоили массовый выпуск художественных изделий, в том числе секретами майолики, восстановительных глазурей и ангобирования.
Керамическая ваза коричневая с ромашками (экспозиция «Народный быт ХХ века»)
Керамический кувшин малый с носиком чайный
(экспозиция «Народный быт ХХ века»)
Страна: СССР
Период: 1960 – 1980 гг.
Производитель: «Таволжская керамика»
Материал: обворная керамика (красная глина)
Покрытие: обливной глазурью.
Искусство изготовления керамических изделий известно в России с незапамятных времен. Поскольку глина – это повсеместно распространенный материал, к тому же богатый художественными и пластическими возможностями, выполнять из него разного рода изделия бытового назначения было очень несложно. С открытием обжига изделия, изготовленные из этого материала, стали практичными и самыми востребованными в быту человека.
Керамическое производство в СССР.
Таволожская керамика — русский народный промысел изготовления керамических изделий, существующий на Урале в деревне Верхние Таволги и селе Нижние Таволги Невьянского района Свердловской области, Россия.
В селе Нижние Таволги после революции было около ста керамических мастерских В 1929 году в Нижних Таволгах возникла первая артель «Гончар», просуществовавшая три сезона. В 1934 году действовала другая артель — «Новый путь», в 1940-м была организована ещё одна кооперативная промыслово-производственная артель «Керамик», а спустя 15 лет обе артели объединились в «Невьянский завод художественной керамики». Именно в тот период местные мастера превосходно освоили массовый выпуск художественных изделий, в том числе секретами майолики, восстановительных глазурей и ангобирования.
Керамический кувшин малый с носиком чайный (экспозиция «Народный быт ХХ века»)
Грибок-игольница для штопки и шитья
Дерево. СССР 1960е годы.
(экспозиция «Народный быт ХХ века»)
Грибок для штопки — приспособление для штопки вязаных изделий: носков, чулок, перчаток. Изготавливается из дерева. Грибок имеет гладкую поверхность, без сучков и трещин. Деревянный гриб покрыт спиртовым лаком или нитролаком. Имеет форму гриба и состоит из двух деталей: шляпки и ножки. На шляпке диаметром 60—80 мм натягивается ремонтируемое изделие, что облегчает процесс. Грибки могут быть сплошными и разъёмными, с ввинчивающейся ножкой.
Грибок-игольница для штопки и шитья. Дерево. СССР 1960е годы. (экспозиция «Народный быт ХХ века»)
Горшочек керамический для запекания пищи
(экспозиция «Народный быт ХХ века»)
С появлением дровяной плиты в XVI веке ассортимент утвари для запекания расширяется. В России использовали глиняные, латунные, медные изделия Развитие технологий в ХХ веке позволило создать новые виды керамической посуды.
Керамика – выполняется из глины с добавлением песка, каменной пыли. Горшки простой формы создаются методом штамповки. Поверхность изделий часто покрывают глазурью, росписью. Керамика стойко переносит воздействие высоких температур, равномерно распределяет тепло внутри сосуда.
Принято считать, что горшочки для запекания появились на Руси. Но первый сосуд в форме горшка, для которого использовались глина и гончарный круг, появился еще до нашей эры. Историки не пришли к единому мнению по дате и месту появления горшков. Пузатую посуду с узким дном для приготовления еды использовали во многих культурах мира.
Горшочек керамический для запекания пищи (экспозиция «Народный быт ХХ века»)
Молочник
(экспозиция «Народный быт ХХ века»)
Моло́чник — сосуд для молока или сливок, предмет чайной или кофейной посуды, обычно грушевидной формы.
Специализированные сосуды для сервировки молока существуют по крайней мере несколько тысячелетий. Появление молочников запаздывало по сравнению с другими элементами чайного сервиза, широкое распространение они получили лишь в 1740-е годы. Стали популярными в качестве подарков. Наборы из чайника, сахарницы и молочника, объединённых единым дизайном, стали популярными во времена Георга III, хотя отдельные образцы изредка встречались и ранее.
Молочник (экспозиция «Народный быт ХХ века»)
Этажерка
(начало ХIХ века)(Экспозиция «Быт Кубанских казаков»)
Этажерка — напольное или навесное изделие мебели, разновидность стеллажа, полки которого открыты со всех сторон и опираются на вертикальные стойки. У этажерок отсутствуют фасад и стенки, но сама этажерка в напольном варианте может иметь нижнюю закрытую тумбу. Полки напоминают этажи, откуда и произошло название.
Слово étagère впервые зафиксировано в XVIII столетии и произошло от французского estage, переводящегося как «этаж здания».
К 1840 году данное направление уже имело собственные каноны и устоявшиеся традиции.
Принято считать, что триумфальное шествие этажерок началось во времена царствования Людовика XVI. Тогда мебель изготавливалась из ценных пород дерева, не были исключением и ажурные, как бы совсем невесомые, конструкции.
В середине прошлого века в “зажиточных” домах главными атрибутами модного стиля были диваны с валиками-подлокотниками, круглые столы с вязаной скатертью, абажур с кистями и обязательно этажерка – некое сооружение на тонких ножках из полок, причем каждая покрывалась салфеткой вышитой в технике “ришелье”. Все это великолепие – мечта наших молодых бабушек – составляло полный набор обстановки, необходимой для создания уюта в послевоенной и утомленной скудным бытом стране. На кухне в то время стоял буфет с посудой и круглый стол посередине. В спальне кресло-кровать и ковер на всю стену. У всех тогда в обязательном порядке были торшеры. И этажерки.
Этажерка (начало ХIХ века) (Экспозиция «Быт Кубанских казаков»)
Салфетка вязанная крючком
(Экспозиция «Народный быт XX века)
Отечественная история вязания крючком во многом похожа на общие тенденции в мире: впервые этот вид рукоделия завоевал сердца дам в 19 веке, когда уникальная и редкая техника постепенно набирала популярность, становясь конкуренткой классического ткачества и вышивки.
До 20 века главным направлением вязания крючком оставалось изготовление кружев, узоры для которых часто брались с мотивов вышивки крестом. Только с 20 века начало активно развиваться изготовление вязаной одежды, а постепенно — и разнообразных поделок, в том числе и вязаных игрушек, сувениров.
Пройдя через столетия, этот вид рукоделия, дошел до наших дней, претерпев ряд изменений и став более совершенным. Из простого утилитарного ремесла вязание крючком превратилось в поистине массовое искусство. Это рукоделие делает возможным создание эксклюзивной одежды, аксессуаров, различных полезных и необходимых вещей. Вязание крючком, как и любая другая разновидность прикладного искусства, непрестанно развивается, вбирая в себя опыт художественного творчества различных культур и времен.
Салфетка вязанная крючком (Экспозиция «Народный быт XX века)
Чугунок
(экспозиция «Народный быт ХХ века»)
Чугунок имеет форму традиционного глиняного печного горшка — зауженного к низу, расширяющегося к верхней части и снова сужающегося к горлу. Такая форма позволяет ставить и вынимать его из печи с помощью специального инструмента — ухвата, представляющего собой разомкнутое металлическое кольцо на длинной деревянной ручке.
Чугунки получили широкое распространение лишь в самом конце XIX — начале XX веков. В первой трети XX века эти сосуды начали изготавливаться с эмалевым покрытием. Они, как правило, имели клеймо завода-производителя с указанием объема в литрах.
Чугунок (экспозиция «Народный быт ХХ века»)
Шкаф резной
(середина ХIХ века)
(Экспозиция «Быт Кубанских казаков»)
Русская мебель в своем развитии прошла в основном те же исторически сложившиеся стили, что и европейская мебель. Но в русских образцах всегда чувствуется большая самобытность, оригинальность трактовки формы и отделки изделия с выявлением своего национального характера. В Древней Руси мебель создавалась народными мастерами-умельцами, на протяжении веков выработавшими очень удобные формы и конструкции, передававшиеся из поколения в поколение и сохранившиеся в быту (особенно в крестьянской мебели) до XIX века. Мебель была тесно связана с архитектурной планировкой помещений, нередко встраивалась в точно отведенное ей место. Открытые полки для посуды, настенные или стоящие на полу шкафы, массивные столы, снабженные ящиками или шкафчиками.
Шкаф резной (середина ХIХ века) (Экспозиция «Быт Кубанских казаков»)
Шкаф – тумба
(середина ХIХ века)
(Экспозиция «Быт Кубанских казаков»)
«Отцом» тумбочки был, конечно же, сундук. Долгое время люди довольствовались одними только сундуками и ларями: в них было удобно хранить одежду и домашний скарб, а при необходимости их можно было взять с собой в дорогу. Но у этих предметов обстановки имелся серьезный недостаток: вещи в них лежали друг на друге, и чтобы найти что-то нужное (особенно, если это «что-то» находилось на самом дне) приходилось перевернуть весь сундук.
Итак, сундук оказался не очень-то практичным, а людям свойственно стремление к комфорту. Однажды европейские, а вслед за ними и японские мебельщики решили приделать к сундуку ножки, а вместо крышки установить выдвижные ящики с индивидуальными замками.
Шкаф – тумба (середина ХIХ века) (Экспозиция «Быт Кубанских казаков»)
Лапти
(экспозиция «Народный быт ХХ века»)
Лапти представляет собой древнейший вариант обувки. На Руси обувка пользовалась большой популярностью. Поэтому лапти имели разные фасоны и варианты сплетения. Простейшие варианты изготавливали из коры лиственных деревьев как липа, вяз, береза, дуб и ракит. Лапти имели разное название в зависимости от материала, который был использован. Высокой прочностью обладали лыковые. Кроме сырья они различались по количеству использованных лыковых полосок. Количество полосок могло доходить до 12. Для красоты и тепла применялись пеньковые веревки и колкости.
Для празднества крестьяне одевали лапти из вязаного лыка с темными оборами. Для труда во время весеннего и осеннего урожая одевали плетеные стопы без обор.
При свивании лаптей применялся разнообразный метод. К примеру, русский народ плел по технике «косая решетка». А украинцы и белорусы плели, начиная от носка до задника. Поэтому по технике плетения можно было определить национальность. Во времена древней Руси не все крестьяне умели плести лапти. Как следует из записей Симбирской губернии лыкодеры ходили в лес целой группой. Специалисты снимали лыковые полоски при помощи деревянных пырков. Снятые лыковые полоски завязывались в пучки. Перед началом плетения материал замачивали в теплой воде на круглые сутки. Из одного воза выходило 60 пучков. Каждый из них имел по 50 трубочек. Итого из одного воза выходило 300 пар лаптей. Производительность за сутки зависела от скорости витья. Для сплетения применялись деревянная колодка и крючки из железа. Лапти плелись так, чтоб не наносить вреда ногам при ходьбе.
Лапти (экспозиция «Народный быт ХХ века»)
Керамический кувшин большой с носиком чайный
(экспозиция «Народный быт ХХ века»)
Страна: СССР
Период: 1960 – 1980 гг.
Производитель: «Таволжская керамика»
Материал: обворная керамика (красная глина)
Покрытие: обливной глазурью. Искусство изготовления керамических изделий известно в России с незапамятных времен. Поскольку глина – это повсеместно распространенный материал, к тому же богатый художественными и пластическими возможностями, выполнять из него разного рода изделия бытового назначения было очень несложно. С открытием обжига изделия, изготовленные из этого материала, стали практичными и самыми востребованными в быту человека.
Керамическое производство в СССР.
Таволожская керамика — русский народный промысел изготовления керамических изделий, существующий на Урале в деревне Верхние Таволги и селе Нижние Таволги Невьянского района Свердловской области, Россия.
В селе Нижние Таволги после революции было около ста керамических мастерских В 1929 году в Нижних Таволгах возникла первая артель «Гончар», просуществовавшая три сезона. В 1934 году действовала другая артель — «Новый путь», в 1940-м была организована ещё одна кооперативная промыслово-производственная артель «Керамик», а спустя 15 лет обе артели объединились в «Невьянский завод художественной керамики». Именно в тот период местные мастера превосходно освоили массовый выпуск художественных изделий, в том числе секретами майолики, восстановительных глазурей и ангобирования.
Керамический кувшин большой с носиком чайный (экспозиция «Народный быт ХХ века»)
Доска для стирки
(ХIХ век)
(Экспозиция «Быт Кубанских казаков»)
В качестве специального приспособления стиральная доска появилась, по-видимому, в начале XIX века — до этого стираемое бельё тёрли о камни и другие естественные поверхности. Первые стиральные доски, вероятно, были полностью деревянными, но уже в 1833 г. была запатентована стиральная доска, представлявшая собой деревянную рамку с заключённой в неё ребристой металлической поверхностью. В XX веке более дорогие разновидности стиральной доски стали делаться из особого стекла. В настоящее время стиральная доска часто встраивается в пластиковые ёмкости для стирки или раковину в качестве одной из её стенок.
Для изготовления стиральных досок применяют следующие материалы:
для цельнометаллической доски и гофрированного полотна — сталь листовую кровельную (ГОСТ 17715 — 72), листовую углеродистую качественную общего назначения (ГОСТ 16523 — 70), тонколистовую оцинкованную (ГОСТ 7118-54);
для деревянной рамки — пиломатериалы хвойных пород (ГОСТ 8486 — 66) и пиломатериалы лиственных пород (ГОСТ 2695 — 71).
Полотно стиральной доски должно иметь волнообразную гофрировку. Высота гребня (4+1) мм.
Доска для стирки (ХIХ век) (Экспозиция «Быт Кубанских казаков»)
Швейная машина «Zinger» с ножным приводом
( ХIХ век)
(Экспозиция «Быт Кубанских казаков»)
В России завод в Подольске выпускал около 600 тыс. машинок «Singer» ежегодно, став одним из крупнейших подразделений фирмы «Зингер». Продажи шли через торговую сеть, в магазинах которой были мастерские и обучающие шитью классы. «ЗингерЪ» получил русское наименование, статус «Поставщика Двора Его Императорского Величества». Подольские машинки хорошо покупали по всей России, а также они шли на экспорт в балканские страны, Турцию, дальневосточный регион. Здание штаб-квартиры представительства Singer в столичном Санкт-Петербурге стало знаковым в архитектурном ансамбле города благодаря проекту Павла Сюзора. После событий 1917 года и национализации на базе завода продолжили выпуск швейных машинок под маркой «Госшвеймашина», и позднее «ПМЗ».
Швейная машина «Zinger» с ножным приводом ( ХIХ век) (Экспозиция «Быт Кубанских казаков»)
Швейная машина «Zinger» с ручным приводом
( начало ХIХ века)
(Экспозиция «Быт Кубанских казаков»)
В России завод в Подольске выпускал около 600 тыс. машинок «Singer» ежегодно, став одним из крупнейших подразделений фирмы «Зингер». Продажи шли через торговую сеть, в магазинах которой были мастерские и обучающие шитью классы. «ЗингерЪ» получил русское наименование, статус «Поставщика Двора Его Императорского Величества». Подольские машинки хорошо покупали по всей России, а также они шли на экспорт в балканские страны, Турцию, дальневосточный регион. Здание штаб-квартиры представительства Singer в столичном Санкт-Петербурге стало знаковым в архитектурном ансамбле города благодаря проекту Павла Сюзора. После событий 1917 года и национализации на базе завода продолжили выпуск швейных машинок под маркой «Госшвеймашина», и позднее «ПМЗ».
Швейная машина «Zinger» с ручным приводом ( начало ХIХ века) (Экспозиция «Быт Кубанских казаков»)
Антикварное напольное зеркало
(экспозиция «Народный быт ХХ века»)
Зеркала вошли в обиход в позднем Средневековье и первоначально были предметом роскоши из-за очень сложного и трудоемкого производства. Представьте до XVI века мастера не умели изготавливать ровное стекло! Стеклодувы делали цилиндр, который разрезался по продольной оси на 2 части. Эти половинки затем раскатывались в листы, которые, в свою очередь, покрывались амальгамой из сложного сплава.
В XIII веке в Голландии, Фландрии (Бельгия) и Германии была освоена технология производства зеркал. Мастера научились создавать более крупные и качественные плоские листы стекла, покрываемые амальгамой. В немецком Нюрнберге в 1373 году был открыт первый зеркальный цех.
Выкупили патент Данзало дель Галло из Венеции в 1407 году.
Венецианцы строго охраняли секрет изготовления стеклянных зеркал до XVII века. Но Людовик XIV захотел удивить современников и построить во Франции зеркальную галерею. Кольбер (министр короля) подкупил мастеров, увёз их из Венеции во Францию, где была придумана и испробована технология изготовления плоских зеркал. Изготовлены 306 зеркал по новой технологии, не искажающих отражения для галереи длиною 73 метра. Людовик достиг цели и к его имени добавили «король солнце».
В XVIII веке цены на зеркала сильно упали, и они появились в обиходе у простых граждан. В 1835 году немецкий химик Юстус фон Либих начал использовать серебро при производстве зеркал. Благодаря этому качество отражение стало идеальным.
В дальнейшем были изобретены станки, позволяющие массово производить качественные зеркала самых разных размеров.
Антикварное напольное зеркало (экспозиция «Народный быт ХХ века»)
Икона в металлическом окладе
(экспозиция «Народный быт ХХ века»)
Иконы на металле XIX век породил множество, но, увы – и их сегодня можно считать раритетами. Дешёвые иконы получили и не слишком бережное отношение к ним, исходя из старинной поговорки «что легко досталось, с тем легко и расстался», а потому в хорошем или идеальном состоянии жестяные иконы встретить уже трудно.
Купить иконы на металле можно было и в столице России и в других городах. В технологии производства жестяной иконы проявились все новшества, все технические новинки, известные на тот период. Это и производство тонкого жестяного листа, и его покрытие другим сплавом – гальванопластика, и точная штамповка-то есть придание объёма железной иконе, жестяному листу. Метод нанесения изображения особыми красками – хромолитография. Мелко рельефное, очень сложное по своему рисунку тиснение, которое сегодня удивляет современного зрителя, выглядит, как голография, и только можно себе представить, как такие удивительные произведения искусства повергали в радостный шок и восхищение людей XIX века, привыкших видеть икону совсем не такой нарядной и праздничной, тем более что, вступив в конкурентную борьбу с жестяной иконой, старинная скорописная икона скорее шла в обратном направлении, регрессировала, становилась «не модной»!
Икона в металлическом окладе (экспозиция «Народный быт ХХ века»)
Сундук конец XIIX века
(Экспозиция «Быт Кубанских казаков»)
Сундук — это большой ящик с откидной или съёмной верхней крышкой. Во все времена людям приходилось где-то хранить вещи и ценности, причем особенно актуально этот вопрос вставал, когда человек отправлялся в путь. Сейчас такими хранилищами являются шкафы, сейфы, чемоданы, однако они появились всего полтора-два века назад. До этого, на протяжении долгих лет, все эти предметы обихода заменял сундук. Невозможно представить крестьянское жилище без сундуков. Вплоть до начала прошлого столетия сундук был главной крестьянской мебелью. Чем больше в доме сундуков, тем богаче считался хозяин. Сунду́к (от тюркского сандык) на Руси появилось вместе с татаро-монгольским игом — деревянный ящик с крышкой и часто с замком. Прямоугольной формы, из строганной доски с покраской в зеленый цвет с щеколдой. Крышка на петлях, по бокам кованые ручки. В качестве украшения сундук застилали ковриком — насундучником или домоткаными дорожками. Сундуки часто исполняли роль стола, стула, кровати, и конечно, — непосредственно хранилища одежды, предметов домашнего обихода, А также для хранения украшений, денег и ценностей. Для этого внутри сбоку в верхней части мастерили узкий ящик во всю ширину сундука. В то время, как сундук являлся предметом роскоши и использовался для хранения дорогих вещей, существовал ларь, по форме своей схожий с сундуком, но сделанный более просто, грубо и не имевший украшений. В нём хранили зерно, муку, на базаре использовали для продажи съестного. За многолетнюю историю сундуки меняли свои внешние формы и превращались в новые предметы. Так в XVII веке данный вид мебели претерпел серьезные видоизменения. К сундуку прикрепили ножки и установили ящики, так появился прототип современного комода.
Сундук конец XIIX века (Экспозиция «Быт Кубанских казаков»)
Икона Богородицы в деревянном окладе
По преданию, первые образы Богородицы создал святой евангелист Лука, сподвижник апостола Павла. Искусного художника принято считать первым иконописцем, Луке приписывают авторство многих образов. Один из них — Богоматерь, которая держит Младенца на коленях и указывает на него ладонью. Позднее этот тип стали называть Одигитрия. Другой образ — Богородица, нежно прижимающая к себе ребенка. Такой тип называют Елеуса, или Умиление.
Первые христианские иконы попали на Русь из Византии
в XI–XII веках. Русские иконописцы перенимали византийские традиции и создавали списки, копии икон. Они могли немного отличаться от оригинала. Многие иконы называли по месту, где их особо почитали: например, Богоматерь Владимирская, Тихвинская, Иверская. На Руси также известны образы, названные эпитетами Богородицы: «Неопалимая Купина», «Всех скорбящих Радость» и другие. Иконы называли эпитетами из церковных и библейских текстов, например из хвалебных песнопений — акафистов. Исторически сложились иконографические типы изображения Богородицы. Иконографией называют каноны: особенности композиции, характерные черты икон, атрибуты святых. Богоматерь изображали с Младенцем и одиночно, восседающую на троне и в полный рост, с разными жестами рук и положением головы.
Икона Богородицы в деревянном окладе
Макеты кубанских костюмов
Мужская одежда
Одежда кубанского казака – способ выражения самобытности и независимости. Сначала их одеяния были трофейными, но по ходу развития края приобрели собственные отличительные черты.
Мальчишки обходились холщовой рубахой и брюками, а когда поступали учиться ремеслу, в наследство от отца или брата получали их традиционные предметы одежды.
Самым колоритным элементом наряда казака были шаровары. Ткань и расцветка для их пошива выбирались в соответствии с воинским званием мужчины и временем года. В праздник и на церковные службы положено было надевать штаны ярко-красного цвета, а будничные шаровары были синими. Зависела расцветка старинных брюк и от возраста хозяина.
Ширина штанов позволяла с удобством разместиться в седле и не мешала в боевых действиях. Подпоясывали шаровары тонким ремешком, который называли гашником. Он служил фиксатором для кошелька, который носили на талии.
Нижняя казацкая рубаха шилась из белого льняного полотна. Ее редко украшали вышивкой. Верхнюю кроили из белоснежной ткани, ворот пестрел вышитыми женской рукой узорами. Рубахи никогда не заправлялись, носились навыпуск.
Поверх рубашки дома и на улице носили бешмет. Без этого элемента невозможно представить полного костюма казака. Сейчас его называют курткой или гимнастеркой.
Женский костюм
Кубанские казачки всегда отличались красотой и суровым нравом. Их гардероб отличался от мужского богатством цветов и разновидностей одеяний.
Девочки имели лишь длинную рубаху да сарафан, который надевали поверх нее. Только по достижению 15 лет старшей дочери шили или покупали новую юбку, кофту, платья. Основным нарядом считалось платье, которое называли кубелек. Его носила каждая женщина, независимо от достатка и рода, отличалась лишь ткань. Это платье походило на камзол, надевать под него было принято рубашку, которая выглядывала на груди и из-под пышных складок рукавов.
Носили рубашки под горло или легкие кофты в сочетании с юбками из шерсти или ситца. Казачки старались украсить свои наряды как могли: вставляли кружево, вышивали яркие рисунки, притачивали мех и кусочки кожи.
Утюг цельнолитой 1900- 1920 г.
(Экспозиция «Быт Кубанских казаков»)
Утюг, как бытовой предмет, знаком каждому человеку. Словосочетания с тюркского «утюк» складывается из двух значений: «ут» — огонь, «юк» — положить. Долгое время, до появления утюгов люди использовали плоский камень, затем, разглаживали ткани с помощью скалки и специального деревянного ребристого бруска (рубель).
Разогревался на печи или горячих углях. Нагревался утюг около 30 минут и примерно столько же сохраняли тепло. В хозяйстве обычно была пара утюгов, пока одним гладили, другой грелся.
Предметом они были очень дорогим, доступным немногим. Украшались искусным орнаментом, передавали старинные утюги по наследству. Часто они занимали «центральное» место в доме. Их ставили на стол рядом с самоваром, украшая жилище. Со временем люди поняли, что вещи хорошо разглаживаются нагретыми предметами. Стали нагревать металлические прутья и пластины, напоминающие лопатку. С развитием моды и ткачества фасоны нарядов становятся сложнее, а ткани — тоньше и нежнее. Стали популярны различные рюши, бантики, складочки, требующие особого ухода.
В XVIII веке появился цельнолитой чугунный утюг.
Большие чугунные утюги весили до 10 кг и предназначались для глажки грубых тканей. Для проглаживания тонких тканей и мелких деталей одежды — манжет, воротничков, кружев — пользовались маленькими утюжками, размером с ладонь.
Утюг. Металлический, цельнолитой, имеет форму объемного треугольника. Вес около 3 кг.
Состоит из корпуса с рабочей поверхностью и рукояти. На корпусе по периметру растительный орнамент. Сверху клеймо «№ 3 МТ». Ручка четырехугольная, плавно изогнута. Носик заужен.
Широкое распространение эти утюги получили в 20-е годы прошлого столетия.
Не смотря на то, что электрический аналог был изобретён в конце XIX века, чугунину использовали вплоть до середины до середины 60-х годов XX-го века, так многие дома не были оборудованы розетками. А самый молодой экземпляр, с двумя сменными подошвами, был выпущен в 1989 году.
Утюг цельнолитой 1900- 1920 г. (Экспозиция «Быт Кубанских казаков»)
Картина ручной работы
Лоскутная техника
«Казачья семья»
Картина выполнена сотрудниками школы интерната пос. Паркового: Миланко Марией Александровной, Черепановой Еленой Николаевной, Миланко Андреем Ивановичем, в 2010 году.
Картина ручной работы Лоскутная техника «Казачья семья»
Шкаф зеркальный для одежды
(ХIХ век)
(Экспозиция «Быт Кубанских казаков»)
Платяной шкаф, или гардероб (франц. garde-robe) и уордроуб (англ, warderobe); и в том и в другом случае — «хранитель одежды». С одинаковой степенью вероятности его могли изобрести и французы, и англичане. В письменных источниках он появляется с XIII века. Но до XVI века под этим словом понимали чаще не мебель, а помещение, комнату для хранения одежды и домашней утвари. Немецкоязычные народы называли ее Kamera.
Предметы мебели с упомянутыми названиями разделили на две части — одну для хранения постельного и столового белья на полках, другую — для верхнего платья, чтобы хранить его в подвешенном виде, не складывая.
Преимущества были налицо — одежда не мялась, как в сундуках да ящиках.
При зарождении Ренессанса в Италии произошло важное событие. Оставшемуся неизвестным мастеру пришла в голову идея рамки, в которую вставляли дощечку — филенку. Этот незамысловатый элемент совершил революцию в мебельном ремесле: упростил изготовление мебели, сделал ее компактной, легкой, нарядной.
Престиж шкафов растет, и в XVII веке они нередко занимают место в залах для приемов.
Шкаф зеркальный для одежды (ХIХ век) (Экспозиция «Быт Кубанских казаков»)
Прялка с ножным приводом
(ХIХ век)
(Экспозиция «Быт Кубанских казаков»)
Первые прялки (самопрялки) появились в Индии и впоследствии распространились по миру. В Европе они появились в начале XIV века. О времени появления самопрялки на Руси существуют различные мнения. Некоторые исследователи связывают ее появление со временем, «когда Петр Великий, насаждая в Российской империи разного рода ремесла, проявил интерес к развитию ткачества» и, таким образом, датируют первой четвертью XVIII века. Но судя по археологическим находкам, самопрялка была известна на Руси, как и в Европе, еще в XIV веке. Отдельные ее части обнаружены при раскопках в Новгороде.
«Самопрялка» состоит из доски с установленным на ней цилиндром с горизонтально закрепленным веретеном. Рукой поворачивается колесо, и через ремень вращение передается веретену. Левой рукой подаются волокна к острому концу веретена, правой прокручивается колесо. Когда нить увеличится на длину руки, ее наматывают на стержень веретена и прядут дальше. Скорость прядения на самопрялке выше, чем на прялке-донце. На Руси самопрялки разделяли на русские (стояки) и чухонки (лежаки). У русских колесо располагалось перпендикулярно полу, у чухонок — под углом.
Прялка сопровождала девушку от рождения до замужества. У восточных славян пуповину новорожденной девочки перерезали на прялке или веретене, через прялку передавали новорожденную крестной матери, ручную прялку клали в колыбель девочки. Личную, подписанную прялку не давали взаймы, иначе, как считалось, будет пожар или погибнут пчелы. На Русском Севере парень, написавший на прялке девушки свое имя, обязан был на ней жениться. Обычно жених дарил девушке новую прялку, сделанную и украшенную своими руками. Прядение продолжалось весь осенне-зимний период, прерываясь лишь на рождественские праздники. В последний день Масленицы женщины, празднуя окончание прядения, катались с ледяной горы на донцах прялок, при этом считалось, что чем дальше они проедут, тем длиннее уродится лен, а та, которая упадет с прялки, не доживет до осени.
Прялка с ножным приводом (ХIХ век) (Экспозиция «Быт Кубанских казаков»)
Прялка с ножным приводом
(ХIХ век)
(Экспозиция «Быт Кубанских казаков»)
Первые прялки (самопрялки) появились в Индии и впоследствии распространились по миру. В Европе они появились в начале XIV века. О времени появления самопрялки на Руси существуют различные мнения. Некоторые исследователи связывают ее появление со временем, «когда Петр Великий, насаждая в Российской империи разного рода ремесла, проявил интерес к развитию ткачества» и, таким образом, датируют первой четвертью XVIII века. Но судя по археологическим находкам, самопрялка была известна на Руси, как и в Европе, еще в XIV веке. Отдельные ее части обнаружены при раскопках в Новгороде.
«Самопрялка» состоит из доски с установленным на ней цилиндром с горизонтально закрепленным веретеном. Рукой поворачивается колесо, и через ремень вращение передается веретену. Левой рукой подаются волокна к острому концу веретена, правой прокручивается колесо. Когда нить увеличится на длину руки, ее наматывают на стержень веретена и прядут дальше. Скорость прядения на самопрялке выше, чем на прялке-донце. На Руси самопрялки разделяли на русские (стояки) и чухонки (лежаки). У русских колесо располагалось перпендикулярно полу, у чухонок — под углом.
Прялка сопровождала девушку от рождения до замужества. У восточных славян пуповину новорожденной девочки перерезали на прялке или веретене, через прялку передавали новорожденную крестной матери, ручную прялку клали в колыбель девочки. Личную, подписанную прялку не давали взаймы, иначе, как считалось, будет пожар или погибнут пчелы. На Русском Севере парень, написавший на прялке девушки свое имя, обязан был на ней жениться. Обычно жених дарил девушке новую прялку, сделанную и украшенную своими руками.
Прядение продолжалось весь осенне-зимний период, прерываясь лишь на рождественские праздники. В последний день Масленицы женщины, празднуя окончание прядения, катались с ледяной горы на донцах прялок, при этом считалось, что чем дальше они проедут, тем длиннее уродится лен, а та, которая упадет с прялки, не доживет до осени.
Прялка с ножным приводом (ХIХ век) (Экспозиция «Быт Кубанских казаков»)
Прялка с ножным приводом
(ХIХ век)
(Экспозиция «Быт Кубанских казаков»)
Первые прялки (самопрялки) появились в Индии и впоследствии распространились по миру. В Европе они появились в начале XIV века. О времени появления самопрялки на Руси существуют различные мнения. Некоторые исследователи связывают ее появление со временем, «когда Петр Великий, насаждая в Российской империи разного рода ремесла, проявил интерес к развитию ткачества» и, таким образом, датируют первой четвертью XVIII века. Но судя по археологическим находкам, самопрялка была известна на Руси, как и в Европе, еще в XIV веке. Отдельные ее части обнаружены при раскопках в Новгороде.
«Самопрялка» состоит из доски с установленным на ней цилиндром с горизонтально закрепленным веретеном. Рукой поворачивается колесо, и через ремень вращение передается веретену. Левой рукой подаются волокна к острому концу веретена, правой прокручивается колесо. Когда нить увеличится на длину руки, ее наматывают на стержень веретена и прядут дальше. Скорость прядения на самопрялке выше, чем на прялке-донце. На Руси самопрялки разделяли на русские (стояки) и чухонки (лежаки). У русских колесо располагалось перпендикулярно полу, у чухонок — под углом.
Прялка сопровождала девушку от рождения до замужества. У восточных славян пуповину новорожденной девочки перерезали на прялке или веретене, через прялку передавали новорожденную крестной матери, ручную прялку клали в колыбель девочки. Личную, подписанную прялку не давали взаймы, иначе, как считалось, будет пожар или погибнут пчелы. На Русском Севере парень, написавший на прялке девушки свое имя, обязан был на ней жениться. Обычно жених дарил девушке новую прялку, сделанную и украшенную своими руками.
Прядение продолжалось весь осенне-зимний период, прерываясь лишь на рождественские праздники. В последний день Масленицы женщины, празднуя окончание прядения, катались с ледяной горы на донцах прялок, при этом считалось, что чем дальше они проедут, тем длиннее уродится лен, а та, которая упадет с прялки, не доживет до осени.
Прялка с ножным приводом (ХIХ век) (Экспозиция «Быт Кубанских казаков»)
Макет русской печи малый
Русская печь прошла серьёзную эволюцию от первых каменок восьмого-девятого веков, которые были сложены из огромного размера необработанных камней без какого-либо скрепляющего раствора, до классической беленой печи, сохранившейся во многих деревенских домах по сей день.
Русская печь не только обогревала дом, но и выполняла ряд других важнейших функций: в ней готовили пищу, с ее помощью стирали и гладили белье, а в некоторых моделях печи можно было даже мыться. Печь — сердце русского дома, без которого не могли обойтись не только крестьянские избы, но и величественные жилища представителей благородного сословия.
Русская печь несет в себе практический и культурологический смысл. Она стала узнаваемым российским брендом, символом традиционного быта нашей страны, которым и сегодня не перестают восхищаться миллионы людей во всем мире.
Кровать детская
(ХIХ век)
(Экспозиция «Быт Кубанских казаков»)
Первые детские кроватки — это колыбели или люльки. Люлька, или зыбка — обычно название подвесной кроватки, она качалась, закрепленная под потолком. Легкая зыбка (кузовок), люлька плетеная из сосновых дранок, подвешивалась на черемуховых дужках к очепу и имела подножку для качания. Очеп — это гибкая жердь, прикрепленная к потолочной матице. По преданиям некоторых коренных народов Сибири, боги спустили первого человека с небес в люльке, качающейся на золотой цепи. И каждый новый человечек как будто «спускался с неба» в своей колыбельке, подвешенной под потолком. Напольная люлька «ванька-встанька» А в народном обиходе города встречалась другая форма люльки — напольная, которая качалась по принципу » ваньки-встаньки». В старину в русских крестьянских семьях, когда ребенок выходил из грудного возраста, его из люльки перекладывали спать в кровать, где спали родители или старшие братья и сестры малыша. Делались первые кроватки для новорожденных, естественно, из дерева, а изготовление их носило штучный кустарный характер. Стоило малышу немного подрасти и научиться самостоятельно садиться, как его тут же в целях безопасности лишали уютного местечка в собственной люльке и перекладывали в небольших размеров детскую кроватку, которую также выполняли из дерева и хранили под основанием большой родительской кровати. Позднее в целях наибольшего удобства хранения такие кроватки стали изготавливать на специальных деревянных колесиках, позволявших с меньшими проблемами перемещать кроватку для новорожденного под большую кровать родителей или в иное место.
Кровать детская (ХIХ век) (Экспозиция «Быт Кубанских казаков»)
Картина ручной работы
Лоскутная техника
«Семья»
Выполнила сотрудник школы-интерната пос. Паркового Воеводина Наталья Николаевна. Семья и семейные ценности – это важнейший фундамент, на котором строится жизнь любого человека. Формирование личности начинается именно в семье: семейные ценности прививают нужные навыки для гармоничного развития целостной натуры.
Картина ручной работы Лоскутная техника «Семья»
Декоративная дорожка
лоскутное шитье
(экспозиция «Народный быт ХХ века»)
Лоскутное шитье в России стало известно в XVIII веке, но только в кругах старообрядцев. И только в конце XIX века эта техника стала широко известна, но в основном среди крестьян. На Руси, например, после окончания XVII века появились первые тканевые полотна фабричного производства, ширина которых составляла более семидесяти сантиметров. Благодаря такой ширине после раскроя оставались кусочки тканей, из которых шили одеяла Большой популярностью в быту пользовались лоскутные одеяла, коврики-кругляши, дорожки, сотканные из полосок ткани. После 1917 года шитье из лоскутов определили как прикладное искусство.
Декоративная дорожка лоскутное шитье (экспозиция «Народный быт ХХ века»)
Рама для фотографий
(ХIХ век)
(Экспозиция «Быт Кубанских казаков»)
Еще в древние времена художники поняли, что было бы хорошо, если б картина имела обрамление. Более того: считалось, что рама вокруг изображения должна быть продолжением композиции на полотне, но не акцентировать внимание на себе. В представлении живописцев рама — важнейшая часть картины. Большинство рамок имеют форму прямоугольника, но нередко встречаются круглые и овальные, которые подходят для портретов.
Рама для фотографий (ХIХ век) (Экспозиция «Быт Кубанских казаков»)
Модель изгороди — плетень ХIХ века
Плете́нь — плетёная изгородь из прутьев, ветвей и строительный материал аналогичной конструкции.
Плетень можно выполнить как горизонтально, так и вертикально. В первом случае ветви переплетают через вбитые в землю столбы. Во втором — на столбах укрепляют 3 горизонтальные жерди, между которыми в дальнейшем пропускают то спереди, то сзади прутья. Чем толще используемые прутья, тем больше должно быть расстояние между опорными столбами или жердями. Плетни служат 3—6 лет.
Для переплетения берётся молодая поросль любых кустарников толщиной 2—5 см. Обычно плетень изготавливают из ивняка; хорошо подходят также, например, прутья лесного ореха или черноплодки. Ветви должны быть срезаны в день плетения, так как если они высохнут, то могут начать ломаться при переплетении. Ветви могут как очищаться от коры, так и нет. Для улучшения плетения желательно замочить ветви в воде на несколько часов.
Наилучшим временем для заготовки лозы для плетения забора считается весна, пока в растении не началось сокодвижение. Также можно заготавливать лозу поздним летом и осенью (в этот период лоза приобретает наиболее насыщенный цвет и золотистый оттенок).
Модель изгороди — плетень ХIХ века
Макет кухонной утвари начало ХХ века
(Скатерть вышитая, стул – экспозиция «Народный быт ХХ века)
Бытовая утварь, кухонная посуда донских казаков Казачья кухня раскрывает особенности быта и культуры донских казаков. При любом количестве комнат в казачьем курене обязательно выделялась в самостоятельное помещение комнатка (кухня), где готовили и ели пищу. В этой комнате находилась печь (символ домашнего очага), дающая тепло, уют, еду. На Дону использовались разнообразные печи, как по конструкции, так и по назначению. На нижнем Дону большое распространение получили печи-голландки. Под рукой у казачки всегда была необходимая мебель и кухонная утварь. Громоздкой мебели в кухне не было. Казаки-умельцы изготавливали своими руками табуретки, лавки, столы-конторки, подвесные люльки, полки для посуды. Вдоль стен стояли скамьи, на которых размещались ведра с водой, чашки для теста, скалка и рубель для разглаживания белья. В набор кухонной посуды обязательно входили медные чайник, самовар, кофейник, куб для воды, различные кастрюли, умывальник. В кухне хозяйка хранила сборы лечебных трав, пучки укропа и приправы для приготовления пищи. Первая металлическая посуда у казаков появляется, благодаря многочисленным походам, из которых они привозили её в качестве добычи и использовали в повседневном быту. Посуду из фаянса, фарфора и стекла привозили на Дон торговые казаки из центральной России, Украины, а также из заграничных походов. Дорогая посуда считалась роскошью, ею пользовались богатые казаки. Самая красивая посуда выставлялась в горке, из неё угощали знатных и уважаемых гостей по большим праздникам. А некоторые образцы, например, чаши из амальгамы (дутого зеркального стекла), стояли для красоты. Бытовали на Дону китайские тарелки, западноевропейская и восточная посуда, дагестанские подносы.
Макет кухонной утвари начало ХХ века (Скатерть вышитая, стул – экспозиция «Народный быт ХХ века)
Рубель начало
( ХIХ века)
(Экспозиция «Быт Кубанских казаков»)
Чаще на Руси женщины бельё не гладили — его разминали и раскатывали до тех пор, пока оно не становилось мягким. Для этого и использовали предмет, без которого не обходилось ни одно деревенское хозяйство: рубель.
Не трудно догадаться, что название рубель произошло от слова <рубить>. Он появился на Руси семь веков назад, и вышел из обихода только во второй четверти XX века. Этот предмет в разных уголках страны называли также: пральник, раскака, рубчатая качулка, ребрак, гранчак, катальная палка.
Рубель — это деревянная доска прямоугольной вытянутой формы с одной или двумя рукоятками на концах. На нижней стороне вырезались или вырубливались поперечные скругленные зарубки-зазубрины, а верхняя, лицевая сторона украшалась резьбой или орнамента ми.
Итак, как же выглядел процесс глажки белья?
Выстиранную и высушенную вещь (бельё, одежду, скатерть или полотенце) складывали в несколько слоёв и аккуратно плотно наматывали на специальный валик-каток. Если в хозяйстве не было такого валика — в ход шла обычная скалка для раскатывания теста. В итоге должен был образоваться тугой, плотный и без складок свёрток.
Рубель клали сверху и от края стола и прокатывали по свёртку вперёд с максимально сильным нажимом. Ребристая поверхность рубеля разминала жёсткую и грубую ткань и разглаживала <морщины>. Из белья выжимались остатки воды, и после достаточно продолжительного катания оно становилось ровным, гладким, как после обработки паром. Белье приобретало такой свежий и опрятный вид, что скрывались мелкие дефекты от стирки (катышки, неровности, мелкий мусор).
Рубель начало ( ХIХ века) (Экспозиция «Быт Кубанских казаков»)
Макет русской печи
Не существовало на Руси такой избы, в которой не было русской печки. Русская печь – это уникальный предмет в славянской культуре и самый яркий символ русского духа. Она являлась незаменимым помощником, обеспечивала тепло в доме, готовила пищу, помогала в стирке, а также сохраняла тепло в месте для сна.
Керамический горшок
(экспозиция «Народный быт ХХ века»)
Страна: СССР
Период: 1960 – 1980 гг.
Производитель: «Таволжская керамика»
Материал: обворная керамика (красная глина)
Покрытие: обливной глазурью. Искусство изготовления керамических изделий известно в России с незапамятных времен. Поскольку глина – это повсеместно распространенный материал, к тому же богатый художественными и пластическими возможностями, выполнять из него разного рода изделия бытового назначения было очень несложно. С открытием обжига изделия, изготовленные из этого материала, стали практичными и самыми востребованными в быту человека.
Керамическое производство в СССР.
Таволожская керамика — русский народный промысел изготовления керамических изделий, существующий на Урале в деревне Верхние Таволги и селе Нижние Таволги Невьянского района Свердловской области, Россия.
В селе Нижние Таволги после революции было около ста керамических мастерских В 1929 году в Нижних Таволгах возникла первая артель «Гончар», просуществовавшая три сезона. В 1934 году действовала другая артель — «Новый путь», в 1940-м была организована ещё одна кооперативная промыслово-производственная артель «Керамик», а спустя 15 лет обе артели объединились в «Невьянский завод художественной керамики». Именно в тот период местные мастера превосходно освоили массовый выпуск художественных изделий, в том числе секретами майолики, восстановительных глазурей и ангобирования.
Керамический горшок (экспозиция «Народный быт ХХ века»)
Керамический ваза с розами
(экспозиция «Народный быт ХХ века»)
Страна: СССР
Период: 1960 – 1980 гг.
Производитель: «Таволжская керамика»
Материал: обворная керамика (красная глина)
Покрытие: обливной глазурью.
Искусство изготовления керамических изделий известно в России с незапамятных времен. Поскольку глина – это повсеместно распространенный материал, к тому же богатый художественными и пластическими возможностями, выполнять из него разного рода изделия бытового назначения было очень несложно. С открытием обжига изделия, изготовленные из этого материала, стали практичными и самыми востребованными в быту человека.
Керамическое производство в СССР.
Таволожская керамика — русский народный промысел изготовления керамических изделий, существующий на Урале в деревне Верхние Таволги и селе Нижние Таволги Невьянского района Свердловской области, Россия.
В селе Нижние Таволги после революции было около ста керамических мастерских В 1929 году в Нижних Таволгах возникла первая артель «Гончар», просуществовавшая три сезона. В 1934 году действовала другая артель — «Новый путь», в 1940-м была организована ещё одна кооперативная промыслово-производственная артель «Керамик», а спустя 15 лет обе артели объединились в «Невьянский завод художественной керамики». Именно в тот период местные мастера превосходно освоили массовый выпуск художественных изделий, в том числе секретами майолики, восстановительных глазурей и ангобирования.
Керамический ваза с розами (экспозиция «Народный быт ХХ века»)
Салфетка кружевная
(экспозиция «Народный быт ХХ века»)
Отечественная история вязания крючком во многом похожа на общие тенденции в мире: впервые этот вид рукоделия завоевал сердца дам в 19 веке, когда уникальная и редкая техника постепенно набирала популярность, становясь конкуренткой классического ткачества и вышивки.
До 20 века главным направлением вязания крючком оставалось изготовление кружев, узоры для которых часто брались с мотивов вышивки крестом. Только с 20 века начало активно развиваться изготовление вязаной одежды, а постепенно — и разнообразных поделок, в том числе и вязаных игрушек, сувениров.
Пройдя через столетия, этот вид рукоделия, дошел до наших дней, претерпев ряд изменений и став более совершенным. Из простого утилитарного ремесла вязание крючком превратилось в поистине массовое искусство. Это рукоделие делает возможным создание эксклюзивной одежды, аксессуаров, различных полезных и необходимых вещей. Вязание крючком, как и любая другая разновидность прикладного искусства, непрестанно развивается, вбирая в себя опыт художественного творчества различных культур и времен.
Салфетка кружевная (экспозиция «Народный быт ХХ века»)
Статуэтка «Девушка с книгой» 23 см. Гипс.
Винтаж. 1950-е г. СССР.
(экспозиция «Народный быт ХХ века»)
Гипсовая статуэтка «девушка с книгой» старинная гипсовая статуэтка производства кунгурской артели имени XVIII партконференции (позже — кунгурского завода художественных изделий) — «девушка с книгой», изготовленная в эпоху СССР в 1965 году. Скульптура изображает девушку с книгой на коленях.
Лопата для посадки хлеба
(середина ХIХ века)
(Экспозиция «Быт Кубанских казаков»)
Одним из наиболее важных предметов домашнего хозяйства на Руси считалась лопата хлебопечная или «садник». Имея вид плоской широкой лопаты на длинном черенке, предназначался для отправки хлеба или пирогов в печь. Хлебную лопату делали из целого куска дерева (липового, осинового или ольхового кряжа) толщиной не менее 25 сантиметров. Сложность изготовления лопаты состояла в том, что не так-то просто подыскать ствол такой толщины с прямослойной древесиной и минимальным количеством сучков. Но если всё же более-менее подходящий ствол подобрать удавалось, с него снимали кору и с помощью клиньев из твердой древесины (дуба, березы, клена) раскалывали пополам, получая две плахи. Из каждой плахи вытёсывали по одной доске. Доску гладко остругивали и чертили на ней контуры будущей лопаты. Затем из доски, строго придерживаясь нанесённых контуров, вытёсывали черновую заготовку лопаты. Затем скругляли по всей длине черенок и стёсывали до намеченной толщины полотно лопаты. Завершали работу чистовой обработкой всех поверхностей, которые циклевали, скоблили осколками оконного стекла и зачищали шлифовальной шкуркой. На лопату клали приготовленный для выпечки хлеб, чтобы поместить в печь. А так как хлеб считался особой ценностью, все предметы, с которыми он соприкасался, непременно обозначались этим словом: хлебный нож, хлебница, хлебная лопата. Хлебная лопата вместе с ухватами стояла у печи, и её, как и ухват, обычно не полагалось выносить из дома. В повседневной жизни в отношении хлебной лопаты существовал ряд правил и запретов. Ставили лопату только ручкой вверх, и запрещалось ее использовать не по назначению. Хлебная лопата, которая постоянно соприкасалась с огнем, обладала очистительной и омолаживающей силой. Также её использовали в борьбе с небесной водой – дождём и градом. Выносили из дома «садник» только в исключительных случаях. При приближении градовой тучи ей как бы разгоняли облака, а иногда хозяйка просто выбрасывала с крыльца.
Лопата для посадки хлеба (середина ХIХ века) (Экспозиция «Быт Кубанских казаков»)
Керосиновая лампа уличная
(экспозиция «Народный быт ХХ века»)
После появления керосина Карл Рудольф Дитмар, быстро переориентировал конструкцию лампы под новое топливо, поняв перспективность этой идеи. Его вариации различных элементов получили более полусотни патентов, оптовая сеть распространилась по всей Европе и за её пределами. Лампа Дитмара с плоским фитилём получила название «Венская горелка».
Наибольшего своего распространения керосиновые лампы достигли на рубеже веков. Во время Первой Мировой войны они использовались в полевых условиях, в госпиталях и лазаретах. С керосинками в руках искали бойцов после сражений, как с фонарями.Но конкуренции с газом и электричеством они не выдержали. Сначала керосинки вытеснили из уличного освещения, а затем и из помещений, хотя еще долгое время они служили на железной дороге в качестве сигнальных устройств, а также использовались во время Великой Отечественной войны внутри квартир.Знаменитый советский писатель и поэт С.Я. Маршак в стихотворении «Вчера и сегодня» писал:
«Лампа керосиновая,
Свечка стеариновая,
Коромысло с ведром
И чернильница с пером.
Лампа плакала в углу,
За дровами на полу:
— Я голодная, я холодная!
Высыхает мой фитиль.
На стекле густая пыль.
Почему — я не пойму —
Не нужна я никому?
А бывало, зажигали
Ранним вечером меня.
В окна бабочки влетали
И кружились у огня…»
Керосиновая лампа уличная (экспозиция «Народный быт ХХ века»)
Керосиновая лампа
(экспозиция «Народный быт ХХ века»)
Развитие масляных ламп к началу XIX века привело к появлению сложных конструкций, увеличивающих площадь горения, с принудительной подачей топлива, с увеличением полноты сгорания. Замена масел на керосин сразу уменьшила образование отложений в лампах и повысила яркость. Высокие текучесть и испаряемость керосина позволили упростить конструкцию масляных ламп, отказавшись от нагнетания топлива в зону горения под давлением. Первые исторические упоминания об использовании керосина в освещении относятся к 1846 году, когда Абрахам Геснер предложил использовать продукт перегонки угля для осветительных целей и указал на достоинства нового топлива: яркость и чистоту. Сегодня трудно провести четкую границу между масляными и керосиновыми лампами. Тем не менее считается, что первые керосиновые лампы появились в 1853 году. В этом году австрийские аптекари Игнатий Лукасевич и Ян Зех во Львове начали использовать керосин в доработанной масляной лампе. В том же году свою конструкцию керосиновой лампы с плоским фитилем предложил Рудольф Дитмар из Вены. Его конструкция стала прототипом серийной керосиновой лампы, производство которой начали в США в 1856 году.
Керосиновая лампа (экспозиция «Народный быт ХХ века»)
Рушник ручной работы
вышивка гладью
«Хризантемы и васельки»
(середина ХIХ века)
(Экспозиция «Быт Кубанских казаков»)
Скатерть ручной работы «Вензеля и паутинка»
(Экспозиция «Народный быт ХХ века»)
Слово «скатерть» образовалось от древнерусского «дъскатьрть» (дъска — доска и тьрть – вытертое). Изначально скатерть стелили на стол для того, чтобы во время трапезы можно было вытирать о ее края руки. Если разобрать этимологию слова, то скатерть дословно означает «вытирать руки о доску».
С древних времён на Руси к скатерти было особое отношение. Этот предмет был в каждом доме, будь то царские палаты или крестьянская избушка. В крестьянских семьях деньги на ткань не тратили, девочки с ранних лет обучались прядению нитей изо льна, конопли, шерсти (в каждом доме была прялка), а затем уже из нитей ткали ткани, из которых в свою очередь изготавливали одежду, скатерти, рушники. В приданное невесты обязательно входила скатерть, изготовленная ей собственноручно.
В XVIII- XIX века вошла мода на белоснежные скатерти. Их расшивали гладью, гладью с прорезями («ришелье»), белым по белому. Вязали крючком очень тонкие и прекрасные кружевные скатерти и салфетки, которые раскладывали на все поверхности, имеющиеся в доме (столы, столики, комоды, секретеры).
Выражение «Скатертью дорога» на сегодняшний день несёт посыл человеку, означающий чтобы тот ушел. Оказывается, раньше эта фраза имело совершенно другое значение. Произнося её, наши предки желали, чтобы ухабистая и иногда едва проходимая дорога была такой же ровной, как скатерть, расстеленная на столе.
Скатерть ручной работы «Вензеля и паутинка» (Экспозиция «Народный быт ХХ века»)
Статуэтки из папье маше «Петушки»
(экспозиция «Народный быт ХХ века»)
⚡Большое распространение в Советском Союзе получили украшения из Папье-маше (плотного вещества, состоящего из бумажной массы, смешанной с клеем, гипсом или мелом). В СССР производство игрушек из папье-маше было ручным и состояло из ряда длительных операций: лепки, шпатлевки, грунтовки, шлифовки, окраски, росписи с промежуточной сушкой при температуре от 20 до 60°. Ассортимент в основном составляли реалистичные фигурки людей и животных. Покрытие из бертолетовой соли делало поверхность игрушек более плотной и придавало им неяркий блеск.
Статуэтки из папье маше «Петушки» (экспозиция «Народный быт ХХ века»)
Буфет для посуды
(экспозиция «Народный быт ХХ века»)
Буфеты стали использовать еще в 15-16-м веке. Конечно, они отличались от современных видов. Наличие мебели говорило о достатке и вкусе хозяина. Более того, такой шкаф помогал владельцам дома сделать помещение более уютным. Со временем мастера по дереву стали изготавливать настоящие шедевры. Они украшали свои творения резьбой, оригинальными полками, затейливыми ручками. Для каждой эпохи характеры собственные черты. Название, впрочем, как и сам вид шкафа, родом из Франции. Это здесь впервые задумались о том, что для хранения дорогостоящей посуды (золотой, серебряной, фарфоровой) требуется особый ящик. В результате появился шкаф. Он снабжался отделениями. Каждый отсек предназначался для хранения определенного вида столовой утвари. Вместительное изобретение обязательно имело запоры. Таким образом, владельцы ценных сервизов обеспечивали их сохранность.
Буфет для посуды (экспозиция «Народный быт ХХ века»)
Часы настенные механические времен СССР
(экспозиция «Народный быт ХХ века»)
В СССР в начале 20-х гг. на заводе «Авиаприбор» в Москве было организовано производство простейших маятниковых часов-ходиков и сборка будильников частично из импортных деталей. Основы промышленного производства часов были заложены в 1929-30 годы, когда были пущены 1-й и 2-й Московские часовые заводы. Настенные часы сначала были механические, так называемые ходики. С цепочкой и гирьками.
В годы Великой Отечественной войны 1941-45 часовая промышленность производила оборонную продукцию, но уже с 1944 года выпуск бытовых часов начал восстанавливаться. В 1944-52 были построены часовые заводы в Сердобске, Ереване, Петродворце, Угличе, научно-исследовательский институт часовой промышленности, конструкторское бюро часового станкостроения; налажено производство заводных пружин, часовых спиралей из сплава элинвар, часовых камней из рубина, часовых масел, что в свою очередь позволило освоить производство пользующихся большой популярностью часов марок «Победа», «Звезда», «Салют», «Молния».
Часы настенные механические времен СССР (экспозиция «Народный быт ХХ века»)
Самовар
(Экспозиция «Народный быт XX века)
Существует легенда, по которой самовар появился в России благодаря Петру I – он привёз его из Голландии, как диковинное и новаторское приспособление.
Есть и другая версия, согласно которой родиной самовара является даже не Тула, а Урал, а создателем его – тульский кузнец Демидов. Отправившись в далеком 1701 году в поездку на Урал, промышленник Демидов вместе с искусными медных дел мастерами положили начало династии самоваров.
История самовара витиевата и неоднозначна. О появлении первого самовара согласно документально подтвержденным данным известно следующее: в 1778 году, в городе Тула, на улице Штыковой, два брата Лисицины начали первое производство самоваров. Поначалу, это было небольшое заведение по изготовлению самоваров. Именно благодаря ему Тулу зачастую считают родиной русского самовара.
Как же тогда быть с другими историческими документами, покоящимися на полках Государственного архива Свердловской области? Дело в том, что один из них, засвидетельствованный таможенной службой Екатеринбурга 7 февраля 1740 года, подтверждает версию о более раннем появлении самовара. Согласно описи конфискованного имущества Демидова, оно включало, кроме шести кадушек мёда и кулей орехов, медный самовар. А дословно: «Самовар медный, лужёный, весом 16 фунтов, заводской собственной работы». Официально зафиксированное появление самовара в Туле и его распространение на Урале разнятся почти в сорок лет. По сей день остаётся открытым вопрос из истории самовара – Тула или Урал стали родиной русского самовара.
Самовар (Экспозиция «Народный быт XX века)
Глиняный кувшин
(экспозиция «Народный быт ХХ века»)
Глина считается натуральным и самым чистым материалом, который используют для изготовления посуды. Она испокон веков использовалась различными народами. Несмотря на то, что глиняная посуда была изобретена давно, и в наши дни она пользуется большой популярностью.
Интерес к глине, как к материалу появился еще в мезолитную эру. В результате археологических раскопок была найдена первая глиняная кухонная утварь в виде горшков, кувшинов, а также крынок. На следующем этапе развития глины повышается интерес к ней, ее начинают использовать для изготовления украшений и различных талисманов. После этого, глина начала широко применяться в строительстве. Именно в этот период многие ремесленники научились выполнять узоры на поверхности из глины. В результате многие изделия, изготовленные из глины стали предметами искусства, которые сохранились и до наших дней.
Традиционной посудой на Руси считался глиняный горшок. Его возникновение не случайно. Считалось, что пища в такой посуде прогревалась полностью и имела специфический вкус. Это связано с тем, что глина принадлежит к быстро нагреваемым материалам, который способен долго удерживать тепло. В результате пища не вариться, а томиться в горшках. В такой посуде все блюда готовились в небольших количествах. Для хранения воды использовали глиняные кувшины, а для питья кубки и ковши.
С середины XVI века большого распространения получила сложная глиняная утварь. Ее называли «ценниные сосуды». Такая посуда покрывалась глазурью. Очень часто ее использовали для подачи меда, кваса, браги.
Глиняный кувшин (экспозиция «Народный быт ХХ века»)
Сахарница в металлической оправе
(экспозиция «Народный быт ХХ века»)
Хрусталь СССР одной из самых знаменитых и востребованных марок хрусталя в мире. В течение десятилетий Советского Союза, хрустальные изделия стали символом качества, изящества и престижа. Эти изделия привлекали внимание как внутри страны, так и за ее пределами.
Сахарница в металлической оправе (экспозиция «Народный быт ХХ века»)
Стаканы в подстаканниках
(экспозиция «Народный быт ХХ века»)
В конце XVII века в России развивается производство стекла и появляется дешевая стеклянная посуда. Поскольку из стеклянного стакана пить чай горячо, появляются подстаканники. В XVIII веке в Туле было начато производство подстаканников из латуни с простым видом, без украшательств. С середины XIX века подстаканник входит в обиход аристократии, ювелиры начинают изготавливать их из серебра, украшают эмалями и различными узорами и орнаментами.
Основная масса подстаканников изготавливается из мельхиора и латуни, а так же меди и серебра. Самое большое производство России находится во Владимирской области, в городе Кольчугино. Завод основан в 1871 году купцом Александром Кольчугиным, а с 1896 года было налажено производство посуды. В 1918 году завод был национализирован советской властью.
В СССР более 15 заводов занимались производством подстаканников, тема советской власти стала основной. Часто изображалась агитация, звезды, серп и молот. После запуска первого спутника земли в 1957 году, основной темой становится космос, а так же начинается массовый выпуск приуроченный к какому-либо событию (годовщина октября, фестиваль молодежи и студентов и т.д). Помимо этого изображаются памятники архитектуры, поэты, природа, животные, герои сказок.
Стаканы в подстаканниках (экспозиция «Народный быт ХХ века»)
Фарфоро — фаянсовый чайник завода «Чайка»
(экспозиция «Народный быт ХХ века»)
В начале 1960-го года в Краснодаре был построен и запущен в эксплуатацию фарфоро — фаянсовый Завод «Чайка». Фарфора — фаянсовый завод был построен ударными темпами. Он должен был обеспечить население нашего региона недорогой, разнообразной посудой. Завод с этой задачей справился и уже в 70-е годы в семье каждого были сервизы, тарелки и статуэтки этого завода. Не только цена привлекала покупателя, но и красивая ручная роспись, нарядный цвет и разнообразие форм посуды. В 70-е годы, продукция «Чайки» уже участвовала в международных выставках и экспортировалась большими партиями за рубеж. Столовые, кафе и рестораны всей нашей необъятной страны были укомплектованы фарфором и фаянсом производства краснодарской «Чайки». Многие жители нашей страны помнят гордость обладания чайных пар с яркими маками, с родными подсолнухами, с сочными сливами и столовыми сервизами с нежными яблоневыми цветами и букетами роз. Традицию и узнаваемость «чайкинской» росписи создала первый главный художник краснодарского фарфоро — фаянсового завода Людмила Никифоровна Павлова.
Фарфоро — фаянсовый чайник завода «Чайка» (экспозиция «Народный быт ХХ века»)
Громкоговоритель абонентский Невский (1987 год)
(экспозиция «Народный быт ХХ века»)
Абонентский громкоговоритель «Невский» с 1968 года выпускал Ленинградский завод «Пластприбор». Стандартный абонентский громкоговоритель 3 класса. Напряжение 30 В. Потребляемая мощность 0,15 Вт. Входное сопротивление 3600 Ом. Диапазон частот 160…5000 Гц. Габариты — 238х157х100 мм. Вес 1 кг.
Громкоговоритель абонентский Невский (1987 год) (экспозиция «Народный быт ХХ века»)
Фотоэлектрический экспонометр «Ленинград 2» (типа Ю11/2)
в оригинальном чехле
(экспозиция «Народный быт ХХ века»)
Что это за вещь, и зачем она нужна фотографу? Этот прибор измеряет световые показатели объекта съёмки, а по результатам фотограф понимает, какую плёнку стоит использовать и какие настройки выставить в камере. Для доказательства полезности экспонометра часто используют фокус с тремя листами: серым, белым и чёрным. Сняв их в автоматическом режиме, получают кадры с тремя почти неотличимыми друг от друга серыми листами. Но, замерив свет и выставив нужные параметры, камера выдаёт реальный цвет для каждого листа. Кажется, что за беда – лист бумаги. Однако никому не хочется, снимая красоту русской зимы, получить вместо контрастного белоснежного покрова непритязательное серое полотно.
Духи красная Москва
(экспозиция «Народный быт ХХ века»)
«Красная Москва» — самый популярный и узнаваемый советский аромат в 1940-1950-х годах. За ним отстаивали многочасовые очереди, его превозносили иностранцы. Духи удостоились почетного приза на Всемирной выставке в Брюсселе. Однако придумали ароматную композицию из фиалок и ирисов задолго до этого.
Прообразом «Красной Москвы» стали духи «Любимый букет императрицы». А появились они так: в 1913 году семья парфюмеров Брокар преподнесла матери Николая II особый подарок. В честь 300-летия дома Романовых на фабрике французских парфюмеров изготовили для Марии Федоровны фигурку из воска, которая источала аромат фиалок, роз и жасмина. Подарок пришелся по вкусу императрице, и после этого сочетание цветочных ароматов начали выпускать во флаконах — как парфюмерию.
Со сменой власти в России Брокары переименовали свою фабрику. В 1925 году новое название получили и духи. Так букет императрицы стал «Красной Москвой». В советское время аромат претерпел изменения по части химического состава: многие компоненты было просто не достать. Но «якорная» основа аромата (фиалко-ирисовый аккорд, бергамот, гвоздика, иланг-иланг, флендоранж) сохранилась.
Большой поклонницей «Красной Москвы» была Любовь Орлова. А сами духи мелькают во многих советских киношедеврах: «Девчата», «Покровские ворота», «Здравствуй и прощай».
Духи красная Москва (экспозиция «Народный быт ХХ века»)
Макет мельницы 19 века
с подворьем
К одному из видов хозяйственных построек деревни относятся строения, в которых помещаются различные механизмы, перемалывающие зерно на муку или обдирающие и измельчающие его в крупу.
Уже много столетий назад восточные славяне для приведения этих механизмов в действие стали использовать силу ветра и силу воды — ручные жернова и ступы сменились ветряными и водяными мельницами и толчеями. Всякая ветряная мельница состоит из двух основных частей — неподвижного опорного основания и подвижной верхней части с крыльями, которую можно поворачивать в наиболее выгодное положение по отношению к ветру. По соотношению этих двух частей все ветряные мельницы можно разделить на две группы: в одной поворачивается разом весь механизм мельницы, в другой — лишь самая верхняя его часть.
В Российской империи до революции работало четверть миллиона ветряных мельниц и огромное число водяных. Мельницы были идеальным источником механической энергии, используя ее напрямую, без перехода из одного вида в другую. Таким образом достигался высокий КПД. Кроме того, к преимуществам водяных мельниц можно отнести их пользу для экологии окрестностей: задерживая воду, они создавали малые водохранилища. Водохранилище было источником рыбы, а в засушливое время было ценным водным ресурсом. В сумме мощность многих сотен тысяч водяных и ветряных мельниц, вне всякого сомнения, была сопоставима с мощностью крупных гидроэлектростанций, но без издержек, связанных с их использованием.
Стоит обратить внимание, что во многих странах водяные и ветряные мельницы существуют до сих пор и являются тщательно охраняемыми местными достопримечательностями.
Макет мельницы 19 века с подворьем
Горшок глиняный
(экспозиция «Народный быт ХХ века»)
Горшок глиняный (экспозиция «Народный быт ХХ века»)
Платок головной вискоза 1988 года
(экспозиция «Народный быт ХХ века»)
История платка на Руси начинается примерно в 12 веке: тогда женщины носили так называемое головное полотенце — убрус. Его шили из полотна и из шелка, украшали в зависимости от достатка — камнями, золотой и серебряной нитью, речным жемчугом, вышивкой. Такой платок носили поверх головного убора.
В повседневной жизни крестьянки носили простые платки — символ замужества.
Сами платки появились на Руси в ХVI — XVII веках и назывались «канаватки». Это были довольно большие платы из тонкого шелка с разноцветными полосами. Канаватками торговали восточные купцы, их привозили издалека, и для русской женщины они были бережно хранимой драгоценностью.
В 17 веке началось массовое производство платков и шалей, в основном в Поволжье.
Платок головной вискоза 1988 года (экспозиция «Народный быт ХХ века»)
Открытка Зайчик-барабанщик 1989 год
Художник Л. Манилова
(экспозиция «Народный быт ХХ века»)
История «открыточного» рисунка чрезвычайно богата. Лидия Марковна Манилова — классик почтовой открытки (1926-2005). Ее друг и учитель Н.А.Шишловский, который готовил Лиду еще к поступлению в институт, подсказал идею обратиться к жанру почтовой открытки. С волнением она отнесла свою первую открытку в издательство Министерства связи. Ободренная редактором, домой Лидия летела как на крыльях: она чувствовала, что нашла себя в профессии. Видимо, первая открытка Лидии Марковны была издана в 1965 году.
Открытка подписана ее новой фамилией – Манилова. В то время жанр открытки в Советском Союзе был очень развит, в нем работало много талантливых художников. Довольно быстро Лидия Манилова стала одним из самых востребованных издательствами и любимых народом художников открытки. Ее работы выходили миллионными тиражами, их можно найти в любом доме, где хранят переписку 1960-1980-х годов.
Открытка Зайчик-барабанщик 1989 год Художник Л. Манилова (экспозиция «Народный быт ХХ века»)